С самого первого дня акций белорусской оппозиции особым образом проявил себя Telegram-канал NEXTA Live. Именно через него шло и продолжает осуществляться освещение акций протеста. Но не только… Канал обратил на себя внимание тем, что фактически взял на себя роль организационной и координационной площадки для таких протестов. Через него шли призывы к выходу на манифестации, рассказывалось о готовящихся акциях.
Откликнувшимся разъясняли, что с собой необходимо иметь и где конкретно собираться. Города Беларуси фактически были разделены по секторам, и каждый из которых в лице сторонников оппозиции «ожидал» директивы от NEXTA – когда выступить, в каком количестве, как провоцировать стражей правопорядка, что снимать и выкладывать в социальные сети.
И здесь возникает вопрос: так кто же является руководителем Telegram-канала, который фактически проявил способность к управлению по меньшей мере десятками тысяч людей?
Формальными владельцами канала являются два гражданина Беларуси – Степан Путило и Роман Протасевич. Это молодые блогеры, которые, как выясняется, проживают вовсе не в Беларуси, а на территории Польши. Сложно себе представить, чтобы два молодых человека могли контролировать информационно-коммуникационную площадку, через которую осуществляется масштабнейшая деятельность по координации действий тысяч протестующих на улицах Минска, Бреста, Гродно и других белорусских городов.
На самом деле, Путило и Протасевич – своеобразная «прокладка» между протестующими и реальными хозяевами Telegram-канала. Эти оппозиционные блогеры продвигают те директивы, которые к ним поступают от специальных служб Польши. При этом спецслужбы Польши действуют в самом тесном контакте с другими партнёрами по НАТО, включая как соседнюю Литву, так и структуры, расположенные далеко и от Варшавы, и от Минска – в Соединённых Штатах Америки.
Деятельность NEXTA ставит своей целью не просто координировать массовые протесты, а привести их к такой стадии, на которой начала бы проливаться кровь. Фактически речь идёт об откровенной попытке радикализации протеста, о том, что западные спецслужбы используют Telegram-канал с той целью, чтобы он стал рупором протестных настроений. Мало того, канал уже выступает в качестве некоего аналога украинского сайта «Миротворец». Площадка, подконтрольная польским спецслужбам, в открытом доступе публикует данные белорусских правоохранителей и фактически призывает к расправе над ними – над теми, кто в силу служебного долга пытается защитить конституционный строй.
NEXTA – это ещё концентрация антироссийских настроений, в чём она не далеко ушла от подобного рода украинских проектов, так же контролируемых спецслужбами и властями государств НАТО. Речь идёт о площадке по культивации русофобии, продвижению управляемого хаоса, распространению фейковых данных, нацеленных на дестабилизацию обстановки. Чего только стоит призыв к сотрудникам белорусских предприятий бойкотировать работу и «не беспокоится о зарплате». В частности, предлагается «дождаться финансовой помощи от Запада». Получается, что идёт конкретный призыв к антиконституционным мерам с использованием средств зарубежного финансирования. Это однозначное доказательство того, что координация белорусских протестов идёт из-за рубежа и, соответственно, доказательство прямого вмешательства Запада во внутренние дела Белоруссии. Не нужно забывать и о том, что Беларусь – составная часть Союзного государства с Россией.
На этом фоне верхушка белорусской оппозиции испытывает раскол. Сбежавшая в Вильнюс экс-кандидат Светлана Тихановская объявляет себя «национальным лидером», называет Александра Лукашенко нелегитимным президентом, обращается то к НАТО, то к белорусам, то к россиянам с просьбой о поддержке. Но только в самой Беларуси она стремительно теряет популярность по той простой причине, что сама сбежала за рубеж, где сразу же объявила, что поддерживать протестующих не будет. Но затем Тихановская вдруг передумала (видимо, подсказали литовские партнёры) и теперь выступает в роли этакого белорусского Хуана Гуайдо, провозглашая себя главой государства без намёка на соблюдение конституции.
Тихановская заявила о создании Координационного совета оппозиции Белоруссии, куда вошли такие фигуры как писательница с антироссийским уклоном Светлана Алексиевич, русофоб Беляцкий и др. Но уже через несколько дней после провозглашения союза началась грызня за «будущие портфели», что выглядело экстравагантно – «назначенцы» Тихановской (а ближе к истине – натовских кураторов) делили шкуру неубитого медведя. Видя это, простые белорусы потеряли всякое доверие к так называемому Координационному совету. А кроме того, Координационный совет белорусской оппозиции не получил поддержки и у ряда стран ЕС. Эти страны уже не выступают за немедленную отставку Лукашенко, что и саму Тихановскую ставит в затруднительное положение. Она понимает, что чем больше она будет отсиживаться в Литве, тем меньше шансов у неё заручиться поддержкой белорусов в самой Белоруссии. Всё это приводит к варианту, который описан у классика в басне про лебедя, рака и щуку.
Представляет собой большой лагерь хиппи с некоторыми обычаями, восходящими к Rainbow Gathering. Не является какой-либо управляемой структурой или организованным мероприятием; однако, имеет подобие координации, которая осуществляется добровольно энтузиастами. В частности, таким способом координируются: поиск места для будущих «радуг» («радужная разведка»), основные вопросы жизнеобеспечения во время встречи, а также контакты (и установление добрых взаимоотношений) с местными властями на месте проведения. Единовременно число находящихся на «радуге» достигает 500—1000, а за все время встречи на нем присутствуют 2-3 тысячи человек (для сравнения: число участников американских rainbow gatherings измеряется 10-15 тысячами человек, на общеевропейских встречах обычно бывает 2-4 тысячи одновременно).