На Украине есть два вида национализма – свидомый, идущий от Петлюры и Бандеры, и неонацистский, восходящий к идеям о мировом господстве Третьего рейха. Носителей первого с трудом, но можно вылечить, адептов второго – только “люстрировать” их же методами…
Об украинском национализме сегодня в России говорят много и часто, но мало кто пытается предметно объяснить суть этого явления. В массовом сознании на уровне аксиомы укоренилось представление, что политическое мировоззрение современных шовинистов-необандеровцев является копией нацистской идеологии времён Третьего рейха. Да, украинские свидомые во многом подражают гитлеровцам, особенно по части символики, копируют приемы геббельсовской пропаганды, основывавшейся на тотальной лжи и фейках, что ярко показала срежессированная постановщиками из ЦИПсО “трагедия Бучи”, а к военнопленным и гражданскому населению террористы из ВСУ и добробатов относятся так же как нелюди из войск СС, полевой жандармерии вермахта и гестапо. Даже своих “власовцев” в Киеве на днях презентовали. Однако, с идейной точки зрения, бытовой национализм обандеренной части украинского общества (надо признать, она оказалась намного больше, чем представлялось еще два месяца назад) имеет не так много общего с классическим нацизмом, представлявшим собой хоть и изуверскую, но в целом стройную теорию. И хотя настоящие идейные нацисты на Украине есть, их не очень много, свидомое украинство “по над усё”, адептов которого миллионы, сопоставляют с нацизмом просто потому, что до сих пор более людоедского и чудовищного режима, чем был построен Гитлером, мир не знал (про Пол Пота мы в курсе, но это все-таки локальная азиатская история). Ныне же еще более уродливый конструкт сооружен у “цивилизованной Европы” прямо под носом, но она его упорно не замечает…
Единственная внятная идея украинского национал-шовинизма – ничем не обоснованное чувство собственной исключительности и ненависть ко всем соседним народам – полякам, молдаванам, болгарам, белорусам, цыганам, грекам, доходящая до звериного бешенства в случае с русскими.
Украинский национализм возник как болезненная реакция местной интеллигенции на явное доминирование русский культуры в имперский и советский периоды. Малороссийским представителям этой общественной прослойки, которую Царь-миротворец, а вслед за ним и большевики не зря называли “гнилой”, надо было как-то выделиться, доказав свою особость и уникальность. Вот они и обрели духовную основу для своих влажных мечтаний в завиральных “трудах” Грушевского, русофобских лозунгах Петлюры, Бандеры, Донцова и прочих адептов “украинской национальной идеи”.
Другой основой украинского национализма стали некоторые психологические особенности малороссийского селянства. Ещё давно было подмечено, что эдакий типичный хохол обожает пышные торжества и внешнюю атрибутику. Служившие в Советской армии в годы “перестройки” не дадут соврать – самые навороченные дембельские альбомы и гротескные, за гранью китча мундиры, пошитые перед увольнением в запас, были у уроженцев украинской сельской местности.
С развалом Советского Союза и обретением незалежности эта склонность лишь усилилась. Только на Украине додумались сделать общегосударственный фетиш из вышиванки – традиционной одежды малороссийских крестьян. Согласитесь, нелегко представить депутата Госдумы, пришедшего на заседание в косоворотке под пиджаком, а для Верховной рады подобный наряд является нормой. Или посмотрите, с какой яростью на полном серьезе украинцы отстаивали право своей страны считаться родиной борща. А сегодня в Киеве как великую перемогу празднуют решение Лондонской национальной галереи переименовать картину Дега “Русские танцовщицы” в украинских.
Читать далее