С начала года из Казахстана приходят тревожные сводки. Началось всё с сообщений об акциях протеста на западе страны. Люди стали выходить на митинги, протестуя против резкого повышения цен на газ. Правительство республики достаточно быстро отреагировало, приняв меры к возвращению цен на прежний уровень и их госрегулированию. Однако для большинства протестующих это аргументом разойтись по домам не стало. Лозунги стали переходить из экономической в политическую плоскость. Прозвучали требования об отставке кабмина. Президент Касым-Жомарт Токаев пошёл и на это. Но и отставка правительства не остудила «горячие головы».
К обычным протестующим стали присоединяться протестующие «профессиональные». Это представители неправительственных организаций, большая часть которых финансировалась из-за рубежа – странами Запада в первую очередь. Далее ситуация и вовсе стала выходить из-под контроля казахстанских властей, так как к акциям стали подключаться боевики, в том числе те, которые сумели прорваться в республику из Афганистана.
Из Республики Казахстан стали поступать тревожные сводки. Появилась информация о том, что в руках у протестующих появилось оружие. И это не только охотничьи ружья и травматические пистолеты, это автоматическое оружие, ручные гранаты, бутылки с зажигательной смесью. В итоге стали звучать выстрелы, загорелись здания областных администраций (акиматов). Дошло до открытых боёв, в которых террористы пытались завладеть имуществом и вооружениями воинских частей Казахстана.
Наиболее тревожная обстановка проявляла себя в крупнейшем казахстанском городе – Алматы (Алма-Ате). Там для нейтрализации крупной террористической группы пришлось задействовать спецназ ВДВ Казахстана.
Появились данные о многочисленных погибших среди военнослужащих и правоохранителей. Число жертв среди казахстанских силовиков пошло на десятки, число раненых – на сотни.
В такой ситуации возникла прямая угроза государственности Казахстана. Если бы боевикам удалось взять президентский комплекс в Нур-Султане, несколько воинских частей, то Казахстан в своём нынешнем виде просто перестал бы существовать. Власть бы перешла к радикалам, которые уже успели себя проявить, обезглавив двоих полицейских.
Чтобы не допустить разрастания террористической угрозы и чтобы свести к нулю возможность распада Казахстана, президент Токаев подал запрос в ОДКБ о помощи. Это решение, по большому счёту, было судьбоносным.
Советник первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Ермухамет Ертысбаев подчеркнул, что ввод миротворческого контингента ОДКБ, осуществлённый в сжатые сроки, позволил остановить кровопролитие. Российские, белорусские, киргизские, армянские и таджикские военные взяли под свой контроль ключевые объекты Казахстана, включая аэропорт Алма-Аты, порт Актау, правительственные и дипломатические комплексы. Под охрану и оборону были взяты стратегически важные объекты Казахстана, включая космодром Байконур.
Если бы не своевременное решение по обращению к ОДКБ, то сегодня миллионы казахстанских граждан могли бы оказаться в заложниках у спонсируемых из-за рубежа вооружённых радикалов. Страна могла погрузиться в хаос.
В этой связи упомянутый Ермухамет Ертысбаев отмечает, что на Западе раздражены обращением Токаева к Организации Договора о коллективной безопасности. А если учесть, что именно введение миротворцев ОДКБ позволило снизить градус накала обстановки, то это может говорить только об одном: казахстанская заваруха была в интересах Запада, в том числе как очередной очаг напряжённости у границ России, на пространстве СНГ.