Воронежский регион относится к числу проблемных областей в том, что относится к вопросам транспортной загруженности автодорог. Проблемы с пробками и заторами стали настоящей визитной карточкой не только столицы Черноземья, но ряда участков федеральной трассы М4 «Дон».
В последние годы рост числа автомашин в городе Воронеже и сохраняющийся транзит по городским улицам привели к тому, что в час-пик в отдельных частях столицы Черноземья наблюдается самый настоящий автомобильный кошмар с 8-10-балльными пробками.
Многокилометровыми и многочасовыми пробками известен и участок упомянутой трассы М4 в районе населённого пункта Лосево. Водители не без горькой иронии называют этот участок «легендарным», а отдельные местные жители уже успели выстроить маршрут (в том числе и по полям) объезда затора, проводя отпускников с целью собственного дополнительного заработка – «на хлеб с маслом». Лосевская пробка стала постоянным «сюжетом» даже на спутниковых картах-снимках.
Проблема хорошо видна всем и, радует, что видна она стала и властям. И решение у этой проблемы может быть, по большому счёту, только одно – дорожное строительство: новые участки, развязки, дублёры улиц и проспектов, расширение транспортных полотен.
В общей сложности в 2018 году на строительство и ремонт дорог Воронежского региона запланировано потратить весьма внушительную сумму – около 9 миллиардов рублей. При этом более 1,1 млрд выделено на восстановление дорог, которые серьёзным образом пострадали (в том числе и в результате воздействия тяжёлой спецтехники) на юге области – в районе построенной железнодорожной ветки в объезд Украины. Один из наиболее «убитых» участков – от райцентра Кантемировка до населённого пункта Осиковка. На этом участке поездка на обычном легковом автомобиле (не внедорожнике) может обойтись дорого для автовладельца – ремонта практически не избежать. Да и со временем преодоления 40-километрового участка – беда. До ремонта самого полотна – полтора часа было обычным делом для автомобилистов.
Именно поэтому на «ликвидацию последствий» и выделены существенные финсредства. На данный момент новый асфальт уложен уже на нескольких десятках км в южных районах области, включая и упомянутый участок.
Кстати, в 2017 году на дорожное строительство и ремонт было выделено несколько больше средств – 11,27 млрд рублей. На эти средства было отремонтировано более 570 км автомобильных дорог, включая участки на трассе А-144 Курск-Саратов. Произведена реконструкция мостов, одним из которых является мост через реку Битюг на маршрут Бобров-Новохопёрск. Также в 2017 году был произведён ремонт с полной заменой верхнего асфальтобетонного слоя на 64 магистральных улицах Воронежа.
В текущем году дорожное строительство и ремонт дорожных полотен в регионе продолжается. Каковы основные направления деятельности, которая конечной целью ставит не только борьбу с пробками, но и снижение аварийности на воронежских автомобильных дорогах?
Итак, на выделенные 9 млрд рублей (если точнее – 8,96 млрд) ведётся комплекс ремонтных работ на 9 важных участках дорог как регионального, так и межмуниципального значения. Здесь нужно сделать акцент на том, что речь не идёт о финансировании ремонта дорог федерального значения, так как в этом случае финансовые правила иные – средства идут в первую очередь из федерального бюджета. При этом строительство, естественно, ведётся. В том числе, и по-настоящему важное строительства объезда упомянутого выше проблемного участка на трассе М4 «Дон».
Общая протяжённость отремонтированных региональных и межмуниципальных дорог в Воронежской области составит около 116 км. Большая часть из этого километража уже отремонтирована к середине сентября. Благо, тёплая и сухая погода позволила ремонтным бригадам работать более интенсивно, чем это могло бы быть в случае всех «сюрпризов» климатической осени.
Кроме того, ремонт ведётся или уже завершён на сотне участках городского округа Воронеж. Если переводить участки в километры, то это 131,5 км. Участки не только получают новое покрытие, но и наборы дорожных знаков, разметку, которые призваны обеспечить безопасное движение. В первую очередь речь идёт о наиболее проблемных перекрёстках и иных элементах воронежской дорожной сети.
Здесь немаловажным вопросом является ещё и то, что одно дело дорогу в плановые сроки построить или отремонтировать, и совсем другое – дорожное полотно сохранить в условиях крайне интенсивного движения. Свои коррективы негативного плана здесь вносят отдельные нерадивые водители большегрузных автомобилей, игнорирующие запреты на перемещение по тем или иным участкам дорог, например, при высокой температуре воздуха. По понятным причинам, то давление, которое оказывает большегруз на дорожное покрытие, может сыграть роковую роль для этого покрытия, когда на улице стоит 30-35-градусная жара. Не меньше проблем вызывает желание водителей большегрузов «проскочить» по тем дорогам, где вводится ограничение по массе автомобиля.
Чтобы ситуацию улучшить, департамент транспорта и автодорог Воронежского региона осуществляет комплекс мероприятий по формированию системы весогабаритного контроля транспортных средств на отдельных участках. Система будет работать в автоматическом режиме. Данные будут передаваться в ГИБДД, что позволит эффективнее бороться с нарушителями, от действий которых ежегодно фактически теряются миллионы рублей средств налогоплательщиков, направленных на строительство и ремонт дорог в области.
Можно говорить, что реализация проекта «Безопасные и качественные дороги» в Воронежском регионе продолжается. На сегодняшний день завершено более 90% всех запланированных на 2018-й год работ. Реализация приоритетного проекта будет продолжена и в 2019 году.