Большинство армянских граждан сами удивляются тому, с какой лёгкостью Серж Саргсян, ещё недавно вроде бы всё делавший для того, чтобы оказаться в кресле премьер-министра, сдал полученную должность. Не просто сложил с себя премьерские полномочия как бы под нажимом «несогласного народа», а ещё и объявив о том, что призывавший его к отставке лидер оппозиции Никол Пашинян «был прав».
Саргсян не прав, а Пашинян прав, – этот тезис сегодня тиражируется той самой «непримиримой оппозицией», которую уже несколько недель подряд выводит на улицы городов Армении тот самый Никол Пашинян.
Напомним, что Пашинян был отпущен из-под стражи по личному приказу Саргсяна, что было обставлено как то, что премьер пошёл на уступки оппозиции. И вот ситуация свелась к тому, что Пашинян, по сути, оказался единственным кандидатом на пост главы армянского правительства – после того, как Саргсян сложил с себя премьерские полномочия. Правящая Республиканская партия делает всё, чтобы Пашинян не оказался в премьерском кресле, но Пашинян, что называется, мобилизует все резервы, причём странным образом находя средства на столь массовые протесты далеко не в самой богатой стране СНГ.
На этом фоне Саргсян заявил о том, что не собирается покидать Армению. И это, казалось бы, несмотря на то, что большинство граждан страны, выходящих на акции протеста, обвиняли его в коррупции, и в выводе средств в офшоры. Получается, что Саргсян знает о том, что эта оппозиция не является для него угрозой.
При анализе ситуации возникает стойкое ощущение того, что все эти оппозиционные марши в Армении нацелены вовсе не на реальную смену власти, а на то, чтобы пойти на компромисс с внешним игроком. Этим внешним игроком, на которого вынужден обращать внимание Саргсян, является Запад. Но для чего эти заигрывания с оппозицией, которая по всем признакам выглядит вполне себе карманной?
Всё дело в том, что Саргсян решил выторговать себе гарантии со стороны Запада – чтобы в Армении если и случился майдан, то такой – вполне контролируемый самим Сержем Саргсяном – чтобы в итоге Запад не устроил для него судьбу, например, Януковича. То есть ситуация развивается следующим образом: Саргсян посылает сигнал Западу о том, что он «демократ до мозга костей» и готов передавать власть оппозиции. В обмен на это – просит «совсем чуть-чуть»: сохранения своих зарубежных активов.
Но коллективный Запад – это ещё и США, где одной передачей власти от Саргсяну к Пашиняну никто довольствоваться явно не собирается. Не для того в Армении весьма обширная по своему составу американская дипмиссия, где под дипломатическим прикрытием целые отделы работают на то, чтобы разжечь очередной очаг хаоса неподалёку от границ России и попытаться выдавить с территории Армении российскую военную базу. А потому одновременно с возможным приходом Пашиняна к власти, на фоне массовых протестов «всех против всех», Вашингтон явно постарается сделать так, чтобы конфликт разгорелся там, где и без того ситуация остаётся крайне напряжённой. Речь, конечно же, о Нагорном Карабахе.
К чему это в результате приведёт? Ответ прост: если начнётся полномасштабная война в Нагорном Карабахе под многотысячные акции протеста «якобы за мир», то Армении в таких условиях останется только попрощаться с государственностью.