Есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика. Этой фразой Марка Твена обычно выражают скепсис или, как принято говорить языком сегодняшнего Интернета, «троллят» различного рода статистические выкладки и исследования. Однако и без статистики в современном мире, когда нужны и сравнения социально-экономические показания, и анализ демографической отчётности для разработки программ развития или преодоления кризисных явлений, обходиться, мягко говоря, не просто.
Поговорим о сравнительной статистике демографических показателей Воронежской области за последние 15 лет – с 2002 года. Данные, которые приводятся в материале, представлены региональным отделением Федеральной службы государственной статистики (Росстата) по Воронежской области.
Итак, на сентябрь 2002 года численность населения региона составляла 2,379 млн человек, из которых 62% – городское (около 1,473 млн). Какая динамика численности населения проявила себя за прошедшие полтора десятилетия?
На август 2017 года число жителей Воронежской области составляет 2,359 млн человек. При естественной убыли примерно в 20 тысяч человек, городское население выросло почти до 65%. Это говорит о том, что при общей тенденции на сокращение численности населения региона, не проявляющейся активно вследствие повышения уровня рождаемости последних лет и иммиграционных процессов, воронежское село теряет своего жителя. А область теряет село.
Причина проста: люди ищут большие для себя и своих семей блага, а с благами для современного человека в сельской местности дела, мягко говоря, не везде обстоят должным образом. Есть, безусловно, сёла и деревни, которые справедливо можно отнести к образцово-показательным – с развитой инфраструктурой, достаточным числом рабочих мест, высокими показателями уровня жизни.
Но в то же время на карте региона остаются и населённые пункты, испытывающие проблемы с газо- и даже электроснабжением. Такие объекты сельской местности, и этот факт вряд ли целесообразно лишать общественного внимания, практически обречены.
Вымирающих населённых пунктов по области хватает. Один из таких – Верхний Затон Грибановского района. Единственная, да и та тупиковая дорога из Борисоглебска, до которого более 22 км. Насколько скорой в этом случае окажется скорая помощь?.. Разрушенный мост, ранее соединявший с сельским поселением, в состав которого полузаброшенная деревня входит.
Опоры линий электропередач без проводов – «охотниками» за металлом постарались. Всё это к вопросу о том, будет ли меняться тенденция в области на рост процента городского населения. А также к вопросу о том, достаточное ли число ответственных чиновников действует в аппарате области и районов, готовых проводить ежедневную кропотливую работу по сохранению воронежского села как не только житницы региона, но и концентратора традиций и духовности. Русских традиций. Ведь не секрет, что демография во многих малых населённых пунктах Воронежского региона по своим показателям выглядит достойно только лишь по той причине, что в эти населённые пункты за последние 10-15 лет прибыли переселенцы из стран Средней Азии: представители киргизской, курдской, таджикской, узбекской и других национальностей.
Кстати, о «русской» демографии Воронежской области… И здесь нужно обратиться к данным регионального отделения Росстата. Если в 2002 году процент русского населения региона составлял более 96%, то в текущем году показатели следующие: 95,5%. Казалось бы, всего какие-то полпроцента. Но на самом деле, речь о тысячах людей.
В лучшую сторону за последние 15 лет в области изменилась ситуация с продолжительностью жизни. Так, если в 2002 году средняя продолжительность жизни в регионе составила 66,07 (мужчины – 59,36 года, женщины – 73,72 года), то по итогам года прошлого (2016) продолжительность жизни в Воронежской области выросла до 71,67 (мужчины – 65,66, женщины – 77,70).
Также в лучшую сторону поменялась и статистика рождаемости. В 2002 году показатель на 1000 жителей региона составлял 7,9 человек, по итогам августа 2017 (в годовом исчислении) – 11 человек. Естественная убыль населения сократилась с 10,8 чел./1 тыс. жителей до 4 чел./ 1 тыс. жителей.
Демографическая статистика Воронежской области свидетельствует о том, что властями приняты существенные меры по социально-экономического развитию региона. Однако на этом никак нельзя останавливаться, иначе можно растерять даже тот сравнительно небольшой позитив, добытый серьёзными усилиями в последние годы. Факт в том, что основная работа ещё впереди: и по развитию медицины, и по совершенствованию инфраструктуры, и по поддержке села, и по привлечению ответственных инвесторов.