Острогожско-Россошанская наступательная операция. Почему Гитлер не перевооружил итальянцев? – Ворон News

Острогожско-Россошанская наступательная операция. Почему Гитлер не перевооружил итальянцев?

Острогожско-Россошанская

Из истории Великой Отечественной войны. Из истории Воронежской области.

В последнее время историки рассуждают на тему о том, имел ли место в истории войны такой факт, как выражение явного недовольства Гитлером по поводу боеспособности (а точнее боеНЕспособности) итальянской армии на Восточном фронте. Факт такой есть, и он зафиксирован биографами Гитлера. В течение длительного периода времени материалы, находящиеся части в немецких, частично в итальянских, частично в российских архивах, были засекречены. Однако публикация рассекреченных документов Центральным архивом Минобороны РФ, которой (публикации) в эти дни исполняется ровно 10 лет, пролила определённый свет на претензии Гитлера к Мусолини по поводу действий итальянских войск у берегов Дона.

Из архивных документов, которые подтверждаются данными Генштаба ВС Италии:

с 11 декабря 1942 года по 31 января 1943 года итальянская армия в СССР потеряла убитыми, пропавшими без вести и пленными 84 830 человек, 29 690 ранеными и обмороженными. Это около 60% офицерского и 49% рядового состава армии до начала наступления. Из 1340 орудий 1200 были уничтожены или брошены. Потеряно танков и самоходных орудий – 100%.

Обращает на себя внимание примечательный факт: потери среди офицерского состава выше, чем потери среди состава рядового. Это один из немногих эпизодов Второй мировой войны, когда солдатские потери в процентном соотношении существенно выше потерь солдатских. И говорит он о том, что итальянская армия была изначально не готова к ведению боевых действий в тех условиях, с которыми им пришлось столкнуться на бескрайних просторах России. Однако не «генерал Мороз» в первую очередь выкосил итальянскую армию у берегов Дона, а тактика и стратегия Красной армии, которая, пользуясь неготовностью итальянских фашистских войск, наносила разящие удары при наступлении на позиции противника.

Речь идёт о Острогожско-Россошанской наступательной операции, командование войсками во время которой осуществлялось выдающимся советским военачальком Филиппом Голиковым. Это он силами Воронежского фронта разбил Вторую венгерскую армию, большую часть 8-й итальянской армии и 24-й корпус особого назначения противника. Советские войска в ходе Острогожско-Россошанской операции потеряли около 30 тысяч человек убитыми и ранеными. Немецко-фашистские – более 52 тысяч только убитыми. Около 71 тысячи гитлеровцев, включая итальянских и венгерских солдат, оказались в плену.

Началась операция с того, что 107-я стрелковая дивизия и 25-й гвардейская стрелковая дивизия вклинились в оборону гитлеровских войск на так называемом Сторожевском  плацдарме, навязан бои на 6-км участке фронта. Клин врезался в оборону противника на 3-3,5 км. Уже в первые дни боёв итальянские части проявили себя, мягко говоря, не с выдающейся стороны. Случаи дезертирства увеличились в десятки раз особенно после того, как итальянские подразделения начали понимать, что они воюют в СССР вовсе не за итальянские интересы. И если раньше это понимание оттенялось боевыми победами немецко-фашистских соединений, то зимой 1942-1943 годов, побед становилось все меньше, а обмороженных трупов своих же сослуживцев в окопах вокруг – всё больше.

С выходом 12-го танкового и 18-го стрелкового корпусов в район села Карпенково было завершено полное окружение россошанской группировки противника. При этом фронт окружения не был сплошным из-за наступления частей Красной армии одновременно и в западном направлении. Пользуясь этим, противник начал отход на запад, главным образом через Подгорное на Постоялый. Чтобы не дать противнику вырваться из окружения, командующий танковой армией 19 января бросил навстречу ему свой резерв — 113-ю и 195-ю танковые бригады, к тому времени находившиесяв Россоши, имея в строю по 8–10 танков. К утру 19 января танковые бригады, которыми командовали полковники А. Свиридов и С.Леви, пройдя Постоялый, вышли в район населённого пункта Большое Скорорыба. Но они не смогли сдержать многотысячные колонны врага и вынуждены были отойти к поселку Постоялый.

Январское (1943) наступление армии ознаменовалось внушительными успехами. За 16 дней армия прошла с боями около 300 км и освободила от врага значительную территорию. Она разгромила 398, 385, 387-ю пехотные дивизии и 7 отдельных немецких полков, 7, 12, 13, 19-ю и 23-ю венгерские пехотные дивизии, итальянский альпийский корпус в составе 2, 3-й и 4-й альпийских пехотных и 156-й пехотной дивизий.

Узнав о том, что итальянские солдаты попросту бросали позиции вместе с материально-техническим обеспечением и вооружениями, Гитлер заявил:

Я скажу дуче (Бенито Мусолини, – прим. «Воронежские новости»), что это не имеет смысла. Давать им оружие — значит обманывать самих себя. Нет никакого смысла давать итальянцам вооружение для организации армии, которая побросает всё перед лицом врага при первом же случае. Точно так же ни к чему вооружать армию, если нет уверенности в её внутренней прочности и дисциплине (…) Я не дам себя обмануть еще раз.

Это заявление Гитлера прозвучало во время выступления генерала Альфреда Йодля – того самого, который подписал акт о капитуляции Германии в мае 1945 года. На тот момент Йодль докладывал о положении дел в итальянских частях и возможности восстановления итальянского корпуса. Корпус в итоге восстановлен не был. Получил ли Муссолини письмо от Гитлера или всё было высказано в устной форме – пока вопрос.