Большинство политологов и социальных исследователей уже давно пришли к выводу, что наличие той или иной партийной системы достаточно точно отражает политическую и экономическую развитость общества.
В настоящее время крайне дискуссионным становится вопрос о партийной системе в России. Учитывая современные изменения в политической жизни, этот вопрос является актуальным и своевременным.
В России сегодня не имеется какой-либо официальной идеологии, поэтому политические партии могут иметь и правый, и левый уклон. Одно условие – отсутствие в их программных требованиях призывов к расовой или национальной дискриминации, а также к революционным действиям с целью радикально изменить существующий строй.
На сегодняшний момент в Российской Федерации зарегистрировано 77 формирований.
Казалось бы, что здесь и не вооруженным глазом видно, что в России существует многопартийная система.
Однако, следует заметить, что многопартийная система в нашей стране сильно подвержена влиянию внешних процессов. Это связано с тем, что многие партии формируются исключительно для сиюминутных целей. Не ставя перед собой решения серьёзных социальных и идеологических задач. Особенность многопартийности в России заключается ещё и в том, что практически все партии (исключением является КПРФ – изначально) создаются вокруг конкретного лидера, а не как выразители интересов определённых социальных слоёв или классов.
К наиболее крупным и известным политическим движениям, деятельность которых продолжается уже не один избирательный цикл, можно отнести КПРФ, «Яблоко», «Единая Россия», ЛДПР, «Справедливая Россия».
Доминирование «Единой России» в партийной системе ни у кого не вызывает сомнений, это показали последние выборы в Государственную Думу, да и большинство руководящих должностей в стране занимают члены этой партии.
Есть все основания полагать, что Россия сползает к однопартийной системе. Ведь в политической системе страны нет реальной оппозиции. Той здоровой силы, которая может предложить развивающую альтернативу, а не горлопанство на Болотной. Доказательствами этого являются следующие факты: к выборам 2007 года был увеличен проходной барьер до 7%, запрещены избирательные блоки, в Закон о выборах введён пункт, согласно которому партии, не взявшие 7%, платят за «бесплатный эфир»; ужесточены требования для регистрации новых партий (45000 членов, филиалы в 25 регионах, должно быть не меньше 5000 членов в отделении); шантаж глав регионов во время выборов (угроза отставки при не выполнении плана набора голосов). Несколько лет назад барьер снова был возвращён на отметку 5%, но факт остаётся фактом.
Многие политические партии России сегодня напоминают муляж. Обладая полным внешним сходством с нормальными аналогами, они не работают по причине отсутствия начинки. Без разделения властей, без самостоятельной представительной власти не может быть реальных партий. Такие партии нужны власти лишь во время выборов.
«Единая Россия» – это не политическая партия, а партия–проект, которая призвана реализовывать интересы государственно-чиновничьего аппарата. Очень напоминает КПСС, которая придя к власти как прогрессивная сила, в итоге утратила революционный смысл и превратилась в структуру по управлению обществом, в номенклатурное болото, само себя забюрократившее донельзя. Ни одно важное решение того времени не могло быть принято без одобрения органов партии (ЦК, обкома, райкома). Все руководящие работники обязательно должны были быть членами КПСС, даже преподавателями общественных наук в учебных заведениях и ректорами могли быть, как правило, члены партии. Большинство советских людей, вступавших в партию, чётко понимали, что вступают туда не во имя идеи о «светлом будущем», а преследуя свои личные интересы: власть, престижное место работы, карьера и т.д. Поэтому не удивительно, что в правительственных кругах обычным делом были такие явления, как продвижение на руководящие должности членов своей семьи, кумовство, коррупция.
А вот, что говорит о партии «Единая Россия» известный режиссёр, депутат Госдумы, Станислав Говорухин, который уже не в первый раз обрушивался с критикой на «Единую Россию»: «В партии очень много оказалось людей, которые пришли делить бюджетный пирог».
Если первоначально он обвинял партию в том, что она сделала много ошибок, то сейчас основные претензии сводятся к тому, что «… в эту организацию попадают иногда люди, которые пытаются использовать партию в своих интересах, и которых нельзя назвать её искренними сторонниками», – сказал он в интервью газете «Известия».
«Среди преступлений, совершаемых единороссами, можно встретить, за редким исключением, почти всю Особенную часть Уголовного кодекса РФ»- а это цитата из доклада «Единая Россия и коррупция», с которым выступил депутат Госдумы от фракции КПРФ Валерий Рашкин, на очередном пленарном заседании Госдумы в апреле 2016 года.
В докладе говорится о более чем 830 преступных эпизодах, к которым имеют причастность свыше 300 представителей «Единой России», вина которых уже доказана или проверяется правоохранительными органами. Большинство преступлений связано с мошенничеством, превышением должностных полномочий и взятками. Это снова о том, кто оказывается в партии конституционного большинства. Случайные люди? Да нет же… Именно те, кто всеми силами пытается загородить свою не всегда законную деятельность партийной вывеской.
По поводу всего выше сказанного хочется отметить, что одним из самых устойчивых и во многом определяющих признаков властной системы современной России по-прежнему является всеобъемлющая коррупция, питаемая энергией и кадрами «партии власти».
Отсутствие оппозиции в Госдуме затрудняет, даже можно сказать, делает невозможным более эффективное управление страной. Ни одно правительство не может делать всё правильно, а отсутствие оппозиции среди законодателей лишает возможности вести продуктивный диалог по проблемам, стоящим перед страной, а также лишает возможности качественно обновлять свой кадровый ресурс через конкурентный отбор.
Следует также отметить, что политическая конкуренция – важная составная часть предвыборной борьбы. Она нужна власти. Без конкуренции власть “жиреет”, затем заваливается на бок, и в конце концов – почивает в бозе, что в итоге и произошло с СССР. Именно в условиях соперничества партий появляется конструктивная общая платформа, выявляются наиболее достойные кандидаты, формируется депутатский корпус – корпус народных депутатов – от профессиональных, этнических, региональных групп, а не “элиток”. Избиратели, голосуя за ту или иную партию, одобряют приемлемую для большинства из них стратегию, санкционируя её реализацию на практике. А если стратегия лишь в том, чтобы действовать без конкурентов, то это путь в никуда. Этот путь наша страна уже проходила, когда однопартийность разрушила государство. Точнее, не столько однопартийность, сколько то, как ею пользовались конъюнктурщики.
Как вывод полагаем, что необходимо создание условий для развития механизмов политико–правового регулирования политической конкуренции и дальнейшее укрепление реальной многопартийности с обеспечением полноценного равного участия партий в политической жизни страны. Реальная политическая конкуренция при этом должна основываться на соблюдении законодательства и не вести к известному тезису “до основанья, а затем”. Любая политическая сила, если она собирается работать в России, должна работать во благо, а не искать возможности “перекусить”, к примеру, зарубежными подачками на “цветной шабаш”.