Сегодня наша страна отмечает праздник, который на протяжении более чем столетия успел поменять немало своих названий и вариантов символики, но при этом остался календаре главных праздничных дат и на общественном, и на государственном уровне. Речь, конечно же, идёт о таком празднике как День труда, Первомай, носившем во времена СССР название Дня солидарности трудящихся, а в последствие – Дня весны и труда. Это по-настоящему международный праздник, который широко отмечается более чем в 140 странах (признанных и непризнанных государствах) мира.
В нашей стране 1 мая хотя и день труда – выходной день. Только это не говорит о том, что наш народ встречает этот праздник в праздности и безделье. Отечественные традиции играют существенную по значимости роль и, несмотря на политический строй и веяния времени, одни выходят на проходящие по всей стране праздничные митинги и шествия с целью ощутить чувство локтя товарища. Другие сограждане выходят на те же митинги и шествия, но только на добровольно-принудительном основе. А третьи (и таковых большинство) используют выходной, чтобы заняться трудовой деятельностью, в том числе и на своих приусадебных участках, совмещая приятное с полезным, ощущение выходного дня с трудом на свежем воздухе.
Немало и тех, кто готов использовать Первомай для высказывания своей позиции по общественно-политическим и экономическим вопросам. Для оппозиции – почти раздолье. Этим нередко пользуются те, кто причисляет себя к так называемым непримиримым и собирает, как говорил Ильич, “массы”, чтобы выставить свои однотипные лозунги под общим смыслом белоленточной оппозиции “всё пропало”. “Всёпропадисты” появляются на улицах разных городов с привычными для себя айфонам и “плачут” о “закручивании гаек” и “суровой жизни без желаемого достатка”.
Но факт в том, что с подобного и начинались традиции празднования 1 Мая. Только митинговали не те, для кого “суровая жизнь” заключалась в выборе: съесть ли на обед шашлык или фаршированную яблоками утку, съездить на отдых в Крым или на Канары, а простые рабочие заводов и фабрик.
Именно поэтому 1 мая имеет особое значение для профсоюзных организаций, которые призваны защищать интересы трудящихся на различных поприщах граждан.
За несколько дней до празднования Первомая была опубликована примечательная статистика. Она сообщает о том, как российская экономика, включая российский рынок труда реагировала на экономические кризисы последних лет. Первая часть статистической аналитики была посвящена кризису 2008-2009 годов, вторая – 2014-2015. Статистику представили такие организации как как Росстат и вездесущая Высшая школа экономики. Если верить такого рода данным, то “ответ” российской экономики на финансово-экономические кризисы последних лет следующая.
Падение объёмов производства: 7,8% в 2008-2009, 3,7% в 2014-2015.
Падение уровня занятости: 2,2% в 2008-2009, 0,4% в 2014-2015.
Сокращение реальных заработных плат: 3,5% в 2008-2009, 9,3% в 2014-2015 годах.
Отмечается, что наибольшее падение уровня занятости и планки реальных зарплат произошло в обрабатывающей промышленности РФ. А ведь именно эта промышленность даёт высокую добавленную стоимость продукции в любом направлении деятельности.
В аналитической справке к этой статистике высказаны мнения относительно будущего трудового рынка Российской Федерации. В частности, заместитель Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Ростислав Капелюшников считает, что к 2030 году Россию ожидает существенное сокращение числа занятого населения, что наиболее заметно выразится в возрастной нише от 20 до 30 лет. По мнению Ростислава Капелюшникова, проблему не решит и обсуждаемое повышение пенсионного возраста. А ведь именно о повышении пенсионного возраста чуть ли не как о панацее говорят в Минфине. Да и в самой ВШЭ, кстати, тоже
Повышение пенсионного возраста даст приток работников максимум в 1,5 млн человек. И это вызовет – одноразово – увеличение ВВП не более чем на 1%. Дальнейшего роста ВВП не произойдёт. Более того, эти работники, скорее всего, будут занимать низкопроизводительные рабочие места, которые не принесут особой пользы экономике. Перспективный спрос на работников старших возрастов, с одной стороны, может оказаться недостаточным. А с другой – повышение возраста выхода на пенсию приведёт к росту безработицы среди работников предпенсионного возраста, а на рынке увеличится количество работников, которые и так не очень-то нужны.
Просто удивляет, что подобного рода заявления о бесперспективности повышения пенсионного возраста исходят не от антилиберально настроенных экспертов, а от представителя самой что ни на есть либеральной экономической площадки, которой является ВШЭ. Так уж сложилось, что эксперты ВШЭ чаще выступают двумя руками за то, что способно приводить к общественному взрыву при сомнительности экономического эффекта. Неужели Капелюшников сумеет донести до правительства свои слова о том, что повышение пенсионного возраста – бессмысленная затея в нынешних экономических реалиях.