Проблемы станкостроения в России – Ворон News

Проблемы станкостроения в России

В 2016 году завершилось действие подпрограммы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» ФЦП, начавшей свою работу в 2011 году. Упомянутая подпограмма принималась для стимулирования роста объёмов станкостроительной отрасли в России. Причём разработчиками подпрограммы в рамках Федеральной целевой программы выступили представители Министерства промышленности и торговли. Минпромторг должен был заниматься и контролем реализации программы, рассчитанной на шестилетний срок.

Станкостроение России

 

К началу реализации подпрограммы ФЦП в России насчитывалось около 100 станкостроительных компаний, объём выпускаемой продукции которыми был крайне не высок. По статистике от 2010 года, объём российских станков составлял около 13% от всех, приобретаемых промышленными предприятиями. Государство приняло решение о принятии программы поддержки, согласно которой доля российской отрасли станкостроения за 6 лет должна вырасти до двух третей. Терпеть дальнейшее падение станкостроительной индустрии, которая является одним из звеньев стратегической безопасности было нельзя.

Основная задача состояла не только у увеличении объёмов производства станков как таковых, но и в развитии всего машиностроительного комплекса РФ, с собственными вложенями НИОКР, сулящими серьёзную отдачу. Государство приняло решение о вложении в подпограмму станкостроения около 26 млрд рублей. При это вся подпограмма должна была финансироваться на уровне частно-государственного партнёрства. Ещё 24 млрд планировали получить в виде инвестиций от заинтересованного бизнеса.

Начало реализации подпрограммы на «гражданском» уровне фактически совпало с началом реализации планов по перевооружению российской армии. Первоначально на развитие станкостроения в рамках модернизационной программы по линии Минобороны РФ до 2020 года было предусмотрено около 3 триллионов рублей. Сумма более чем серьёзная, и она вселяла существенный оптимизм по поводу того, что станкостроение в России всё же пойдёт вверх, причём весьма уверенно.

Остаётся выяснить результаты завершившей своё действие подпрограммы.

А сделать это не просто. Дело в том, что до сих пор на сайте, рассказывающем о ходе выполнения Федеральных целевых программ, нет данных не только об итогах 2016 года, но и об итогах года 2015-го. Ответственные за отчётность странным образом свернули информационное сопровождение реализации подпрограммы ещё в 2014 году.

 

Именно в 2014-м пыл федерального финансирования сошёл на нет, а сама подпрограмма, как отдельное явление, приказала долго жить. Или не так? И от нас просто скрывают её результаты. Вот график и к нему таблица бюджетного финансирования и так называемого кассового исполнения, опубликованные на данный момент на сайте. Из таблицы следует, что последние 32 миллиона рублей выделялись три года назад. А должны были стать далеко не последними.

 

Станкостроение в России

Представим данные о том, какие конкретно планы по станкостроению в РФ вынашивались лицами, создававшими бумажный вариант ПП, и к каким результатам отрасль пришла.

Ожидание составителей ПП по объёмам продукции, выпускаемой на созданных производственных участках – 4,5 тыс. к 2016 году. А вот отчётность по результатам за 2011-2016 годы – ноль целых ноль десятых. То есть либо нет у министерства промышленности и торговли данных по этому поводу, либо данные есть, но о них либо хорошо, либо ничего… Пока ничего…

Ожидание составителей ПП о введённой мощности на созданных производственных участках по выпуску разработанных технологических средств машиностроительного производства – 672 в год. Это план, а о факте и в этом случае данных нет ни за один из годов реализации подпрограммы.

На период с 2011 по 2016 годы было запланировано создание 17 новых систем наукоёмких комплектующих изделий, обеспечивающие производство оборудования двойного назначения. Исполнено из них – лишь 9 (2012 и 2013).

Планы по созданию компьютерных систем автоматизированного проектирования, расчёта, моделирования, технологической подготовки производства, поддержки жизненного цикла – 45. Исполнено 26.

Планы по созданию систем оборудования двойного назначения для изготовления деталей без механической обработки – 22. Исполнено – 19.

Планы по созданию инструментальных систем – 14. Создано только 11.

Есть, справедливости ради, и выполненные (и даже частично перевыполненные планы). К примеру, перевыполнены планы по реализации проекта по созданию кузнечнопрессовых машин с ЧПУ, относящихся к технологическому оборудованию двойного назначения (план – 8, факт – 12).

Изучение реализации подпограммы приводит ещё к одному небезынтересному факту. Федеральный реестр государственных контрактов рассказывает, что контрактные планы были на все годы срока реализации программы, однако реальной контрактации не происходило в течение двух с лишним лет.

В 2014 году, по которому проходит последний «след» отчётности по ФЦП, министр промышленности и торговли заявил, что госинвестирование в отрасль продолжится и окажется на уровне 5 млрд рублей за период 2014-2016 годы, при этом уровень частных инвестиций вырастет до 10 миллиардов рублей.

Денис Мантуров:

За счёт этого к 2020 году доля произведённых в России станков с числовым программным управлением на внутреннем рынке увеличится более чем в три раза, что будет способствовать модернизации промышленности и развитию конкурентоспособного российского станкостроения.

Это всё замечательно, но зачем же ждать 2020-го, чтобы озвучить те результаты, которые почему-то отсутствуют в отчётной таблице по реализации уже завершившей своё действие подпрограммы? Возможно, потому что в рейтинговой таблице основных станкостроительных государств мира наша страна при наличии госпрограмм и курирующих их реализацию профильных министерств всё ещё в третьей десятке.

Всё же есть в стране отдельные предприятия, которые отчитываются о растущей прибыли по станкостроению.

В частности, о росте объёмов выручки отчитывается крупнейший российский станкостроитель – СТАН, имеющий 7 промплощадок от Москвы до Стерлитамака. Среди заказчиков станков такие компании как РЖД, Роскосмос, Росатом, компании холдинга Ростех и др. Стабильный рост прибыли этой компаниии говорит о том, что спрос на качественные станки в стране по-настоящему огромен и этот спрос пока явно не удовлетворён российскими предложениями.

В этой связи вопросы: когда ожидается отчёт о реализации прошлой подпрограммы, и готовы ли заинтересованные структуры вкладываться в новые программы станкостроения, гарантирующие снижение производственной зависимости?