Грант независимости: на чьи деньги готовятся расследовательские материалы международного издания «Проект» — Ворон News

Грант независимости: на чьи деньги готовятся расследовательские материалы международного издания «Проект»

В распоряжение Russia Today попали документы, связанные с изданием «Проект», известным своим расследованием под названием «Телега из Кремля» и рядом других «обличающих» российские власти материалов. Как оказалось, называющее себя независимым медиа финансировалось из-за рубежа — в форме так называемых грантов от европейских и американских властей. Редакция принимала деньги, обещая детальную отчётность о росте аудитории, распространении своих материалов и реакции на них, в том числе в политических кругах. При этом, как стало известно RT, основатель и главный редактор «Проекта» Роман Баданин обращался к своим зарубежным спонсорам не только за финансовой помощью, но и с просьбой подыскать ему альтернативную работу в США.

«Проект.Медиа» основал в 2018 году бывший заместитель главного редактора «Газеты.ру», бывший главред РБК и «Дождя» Роман Баданин. Онлайн-издание публикует свои материалы на русском и английском. Тематика — политические, экономические и социальные проблемы в России. Издание, по имеющимся у RT документам, управляется юрлицом Project Media, зарегистрированным в США, но фирма с одноименным названием есть и в Литве. Обеими руководит Роман Баданин.

В январе 2019 года RT сообщал, что общий объём финансирования «Проекта» на старте составил $500 тыс. Теперь стало ясно, кто именно выделил Баданину наибольшую часть средств. Так, американская или литовская Project Media в 2018 году получили $330 тыс. в виде грантов — в качестве «поддержки качественной расследовательской журналистики в России». Выдавали гранты три зарубежных некоммерческих фонда, два из которых контролируются напрямую европейскими и американскими властями. 

В частности, «Европейский фонд за демократию» (EED)* выделил «Проекту» $240 тыс., а американский «Национальный фонд в поддержку демократии» (NED)** выписал чек на $40 тыс. Еще $50 тыс. изданию перевёл бермудский фонд Sreda Foundation***, принадлежащий Борису Зимину, сыну проживающего за границей сооснователя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина. В распоряжении RT оказались подтверждающие документы из перечисленных фондов.

Европейский EED, основанный государствами — членами ЕС, и NED, финансируемый конгрессом США, признаны в России нежелательными организациями. Фонд Sreda Foundation Бориса Зимина также внесён в реестр иностранных НКО. Зимин-младший, проживающий сейчас, как и его отец, за рубежом, известен как один из самых влиятельных спонсоров ФБК**** Алексея Навального.

О том, что NED и EED помогали «Проекту» деньгами, также говорится в иске Баданина в миграционную службу США о получении постоянной визы. О финансовом участии в «Проекте» Зиминых ранее известно не было.

На сайте «Проект» называет себя «независимым медиа», объединением журналистов-расследователей и репортёров, исследующим «сложные и опасные темы», за которые не берутся многие другие СМИ. 

В издании, помимо Баданина, работают девять сотрудников. Это первый заместитель главреда, политобозреватель Михаил Рубин, издатель Полина Махольд, арт-директор Борис Дубах, редактор отдела «Мнения» Мария Железнова, корреспонденты Мария Жолобова, Ольга Чуракова, Юлия Лукьянова, Соня Гройсман и Даниил Сотников.

Грант от EED: самоокупаемость и уволенные журналисты

Из оказавшихся в распоряжении RT документов следует, что «Европейский фонд за демократию» в период с 1 августа 2018-го по 30 сентября 2019-го выделил «Проекту» €205 240 ($240 тыс. по курсу того времени). В остальных документах, c которыми ознакомился RT, эта сумма гранта EED фигурирует именно в долларах. Например, в документе от июля 2018 года.

Согласно дорожной карте по исполнению соглашения с EED, одна из ключевых целей гранта — «поддержание свободы СМИ в России». Для этого предполагалось учредить новое мультимедийное СМИ, которое еженедельно публиковало бы важные заметки на социальные темы. Однако требования в документе заставляют забыть о том, что речь идёт о гранте, — больше они похожи на те, которые публикуют заказчики по госконтрактам: в «дорожной карте» расписано, какие именно задачи нужно выполнить. Так, в сентябре 2019-го, к концу действия соглашения, EED рассчитывал получить в обмен на перечисленную сумму не менее 20 видео, подкастов и материалов инфографики, 35 «тематических статей». А количество просмотров каждой заметки должно было быть не меньше 150 тыс. 

Полная версия — по ссылке

3 Comments on "Грант независимости: на чьи деньги готовятся расследовательские материалы международного издания «Проект»"

  1. Активиум | 08.03.2021 at 07:18 | Ответить

    В распоряжение RT попали документы, связанные с изданием «Проект», известным своим расследованием под названием «Телега из Кремля» и рядом других «обличающих» российские власти материалов. Как оказалось, называющее себя независимым медиа финансировалось из-за рубежа — в форме так называемых грантов от европейских и американских властей. Редакция принимала деньги, обещая детальную отчётность о росте аудитории, распространении своих материалов и реакции на них, в том числе в политических кругах. При этом, как стало известно RT, основатель и главный редактор «Проекта» Роман Баданин обращался к своим зарубежным спонсорам не только за финансовой помощью, но и с просьбой подыскать ему альтернативную работу в США.

  2. Ранее Sreda Foundation уже награждал лично Баданина журналистскими премиями. Зимин-младший и Баданин знакомы как минимум с 2017 года, когда последний получал премию Редколлегия , учреждённую фондом Sreda. Они лично знают друг друга: дружат в Facebook, Зимин пишет колонки на Проекте . В исследованных RT документах от грантодателей так или иначе присутствует указание на поддержку Проекта как качественного расследовательского издания с высокими стандартами профессиональной деятельности. Однако ряд событий вокруг Проекта и его журналистов оставляет вопросы к качеству их журналистской работы и к объективности их материалов.

  3. В отличие от многостраничных соглашений с американским NED с дополнительными соглашениями и описанием детальной отчётности, договор бермудского фонда Sreda Foundation о гранте в $50 тыс. для Project Media занимает одну страницу. Роман Баданин сейчас выступает ответчиком в судах по делу о защите деловой репутации в связи с материалом Проекта Телега из Кремля . В нём опубликованы данные о связи бизнесмена Владислава Клюшина с Telegram-каналами, якобы контролируемыми администрацией президента. Клюшин подал в суд и потребовал удалить эти сведения, сославшись на их недостоверность. В районном суде Клюшину отказали, но в апелляции решение отменили и признали Рубина и Баданина ответственными за распространение порочащей информации, взыскав с них компенсацию морального вреда в размере 50 тыс. рублей.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*