Общественные организации бьют тревогу по поводу продолжающейся оптимизации школ в стране. Реакция общественников понятна — ведь там, где на селе работает школа, есть своя, пусть небольшая, но культурная жизнь. Там, где школу решают закрыть в связи с «низкой экономической эффективностью её содержания», и село начинает со временем приходить в упадок. Только за последние пять лет в Воронежской области были «оптимизированы» свыше полусотни сельских школ в рамках соответствующей программы, и одновременно с этим были фактически потеряны несколько сотен рабочих мест в образовательной среде. Объёмы нагрузки на бюджет области, которые стали результатом такой оптимизации, не просчитаны до сих пор.
Не лучшим образом обстоят дела и при оптимизации школ в городах. При попытках уменьшить штатный состав руководящего звена порой идёт слияние школ с немалым контингентом обучающихся, что приводит к «переукомплектованности» классов и повышенной нагрузке на педагогический коллектив, который с такими классами работает. Реализация инфраструктуры «оптимизированных» школ, откровенно говоря, не всегда ведётся в режиме честного аукциона, а потому нередко списывается с муниципального баланса отнюдь не на тех условиях, которые были бы выгодны муниципальному бюджету.
В Государственной Думе наконец-то решили обратить внимание на то, что дальнейшая оптимизация школ может нанести по-настоящему сокрушительный удар по образовательной системе страны, а потому призвали (пока не совсем понятно, кого именно…) остановить слияние школ в различных регионах страны, включая Воронежскую область. В «Единой России» спустя годы после начала процедуры оптимизации вдруг усмотрели слабое место в идущем процессе. Речь зашла о том, что оптимизационная процедура сегодня целиком и полностью находится в руках чиновников. По словам депутата ГД РФ Валентины Мироновой, оптимизация должна обсуждаться и на общественном уровне. В частности, предлагается привлекать общественные организации для обсуждения вопроса об оптимизации школы и других учебных заведений. Это, по мнению депутата, должно остановить непродуманные оптимизационные меры и нивелировать риски в плане модернизации образования.
Вот только заработает ли система общественного контроля в данной ситуации? — серьёзный вопрос. Тех же общественников вполне могут использовать лишь как «говорящие головы», которые будут принимать те решения, которые выгодны исключительно отдельно взятым чиновникам.