Работу по сбору и закреплению доказательств со стороны украинских военных СК РФ ведёт с самого начала конфликта. Российские правоохранители возбуждают уголовные дела по фактам обстрелов и бомбёжек населённых пунктов, также эпизодами уголовных дел становятся преступные приказы украинского командования. Фигурантами дел стали Олег Ляшко, Игорь Коломойский Арсен Аваков, Валентин Наливайченко, Валерий Гелетей, Виктор Муженко, Степана Полторак, а также командиры воинских подразделений, участники нападений на российское посольство в Киеве… В общем, скамья подсудимых может получиться очень длинная.
Правда, пока не ясна судебная перспектива дел об уничтожении геноциде русского населения Донбасса, не понятно, удастся ли в конечном итоге квалифицировать как военные преступления деяния украинских военных.
– Следственный комитет расследует такие преступления, руководствуясь как нормами международного права, так и российского законодательства, позволяющего привлекать к уголовной ответственности иностранных граждан, совершивших преступления за пределами нашей страны, в случае, если они не понесли за это наказание, – цитирует газета «Известия» слова официального представителя СК РФ Светланы Петренко. – Причем такие преступления не имеют срока давности. И наши следователи примут все возможные меры, чтобы рано или поздно как исполнители этих преступлений против мирного населения, так и те, кто отдавал приказы, понесли заслуженное наказание.
Материалы, собранные в управлении по расследованию преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов ведения войны, могут быть в дальнейшем направлены в международные суды либо специально созданный трибунал. Однако, перспективы такого суда сегодня вряд ли возможно оценить.
Помимо основного уголовного дела ведётся следствие также по ряду уголовных дел, не соединенных в одно производство. Речь идёт о таких преступлениях, как нападение на посольство РФ, похищение российских военнослужащих в Крыму и множестве других.
В ходе работы СК РФ направил в компетентные органы Украины более 30 запросов о правовой помощи в связи с событиями на юго-востоке страны. Однако украинские “партнёры” отказываются сотрудничать с российскими коллегами, ссылаясь на то, что исполнение этих запросов может нарушить суверенитет Украинской Республики.
При этом СК России, напротив, добросовестно исполняют запросы, поступающие с Украины, в том числе связанные с вооруженным конфликтом в Донбассе. Например, украинскую сторону интересует происхождение оружия, которое пытаются приписать российским воинским частям, местонахождение граждан России, которые по данным украинских следователей принимают участие в боевых действиях в ДНР и ЛНР, где и как лечили раненых украинских солдат в России.
В качестве свидетелей и потерпевших по уголовному делу допрошено 130 тысяч человек, проведено более 200 сложных судебных экспертиз. Около 20 тысяч граждан признаны потерпевшими.
По последним данным, сегодня в России находится 2,3 млн, из них более 1 млн это беженцы из Донецкой и Луганской республик. для получения медицинской помощи в Россию приехали 1,4 тыс детей и подростков. Часть из них пострадали в результате обстрелов вооружённых сил Украины. Например, 11-летний Ваня Воронов остался без руки и обеих ног. По сути мальчик стал жертвой военного преступления. Но понесут ли виновные заслуженное наказание — большой вопрос.
Между тем, сбор доказательной базы продолжается. И это не только показания свидетелей тех чудовищных преступлений, но и материальные “вещдоки”
Материальными свидетельствами военных преступлений нынешнего киевского режима стали переданные российским следователям фрагменты оружия и осколков боеприпасов. Все они приобщены к материалам уголовных дел. Согласно результатам комплексных взрывотехнических судебных экспертиз, там есть фрагменты и части снарядов тяжелого вооружения неизбирательного действия, в том числе от реактивных систем залпового огня «Град», «Ураган», а также тактического ракетного комплекса «Точка У».
Химическая экспертиза образцов почвы, которые передали беженцы с Украины, показала, что в ней содержатся продукты сгорания зажигательной смеси Н-17, которой снаряжают мины и авиабомбы. Эти боеприпасы украинская армия применяла против мирного населения.
В частности, в ходе расследования уголовного дела собраны достаточные доказательства, дающие основания для предъявления обвинения Виктору Юшко, командиру 1-го гаубичного артиллерийского дивизиона 44 отдельной артиллерийской бригады вооруженных сил Украины. Он с командиром бригады полковником Лисовым и другими военнослужащими в нарушение протокола о прекращении применения оружия на юго-востоке Украины прицельно обстрелял из тяжелых видов вооружения объекты гражданской инфраструктуры в Горловке. В том числе жилые дома на улицах Планерная и Озеряновская. Погибли три человека, среди них была 11-летняя Катя Мочалова.
По данным ОБСЕ, в период с 6 мая 2014 года по 27 января 2017 года совершено 4176 обстрелов из тяжелых видов вооружений в сторону ЛНР\ДНР. Количество погибших и раненых по приблизительным данным ООН без разделения на стороны и по состоянию на 30 сентября 2016 года – 9574 убитых, 22231 раненый. По данным ЛНР/ДНР, среди погибших – 116 несовершеннолетних.
Отдельным эпизодом расследования остаётся участие на стороне украинской армии иностранных наёмников. Поскольку украинские следователи отказываются сотрудничать с российскими, расследование данного эпизода существенно затруднено.
Отдельные уголовные дела возбуждаются в отношении граждан РФ, участвующих в качестве наемников в вооруженном конфликте на территории юго-востока Украины. Общественный резонанс получили уголовные дела в отношении Артёма Широбокова и Романа Железнова, которые воевали в составе полка «Азов», Дмитрия Федотова — наемника из батальона «Айдар». Все они специально уехали на Украину в 2014 году. При этом неоднократно судимый Железнов по кличке Зухель скрывался от очередного уголовного преследования.
В 2015 году — в период ослабления конфликта — российские наемники пытались приобрести ранее обещанное им украинское гражданство, а также получить вид на жительство и найти работу в Киеве. Но в итоге остались ни с чем и теперь находятся на территории Украины нелегально.
По данным Следственного комитета РФ, сегодня некоторые из них работают дворниками, мойщиками автомобилей или чернорабочими на кладбище. При этом немногочисленным знакомым, оставшимся в России, они рассказывают, что успешно устроились на Украине и работают ландшафтными дизайнерами, политологами либо хорошо оплачиваемыми рабочими.
Еще один из наемников, воевавших на Украине – гражданин России Александр Разумов. Был осуждён к семи годам лишения свободы. Суд установил, что в апреле 2014 года Разумов был в Киеве, где вступил в состав «Правого сектора» (запрещен в России). На территорию военной базы ВСУ «Десна» он прошёл спецподготовку. В августе 2014 года он вернулся в Россию, где вербовал новых адептов «Правого сектора».
Немало дел возбуждено о похищениях российских граждан для обмена на украинских пленных. Так, из одного из уголовных дел следует, что «с момента начала боевых действий на территории юго-востока Украины, то есть с апреля 2014 года, лица из числа руководства Службы безопасности Украины (СБУ), используя свои властные и распорядительные полномочия, действуя умышленно, создали преступное сообщество с целью похищения граждан России и дальнейшей торговли людьми.
Вот лишь один из эпизодов. 18 июня 2014 гражданин России Владимир Безобразов, находившийся в Одесской области, по надуманному основанию (якобы вербовал людей на сторону ЛНР для оказания вооруженного сопротивления ВСУ) привлечен к уголовной ответственности. Под давлением он дал признательные показания и заключил сделку со следствием.
Суд назначил ему условную мера наказания и освободил, но Безобразов снова был похищен представителями СБУ с целью последующего обмена. До августа 2016 года он незаконно находился в изоляторе временного содержания Харьковского управления СБУ. Обвинения ему не предъявляли, следственные действия не проводили, причину его задержания кто-либо пояснять отказывался. Затем Безобразова с двумя другими задержанными вывезли в неизвестное им место и отпустили только в декабре в районе Ново-Луганска. Там Безобразов и его товарищи по несчастью перешли на территорию ДНР и вернулись в Россию.
Следователи на основе полученных показаний полагают, что на территории Харькова расположена одна из так называемых тайных тюрем СБУ, где содержатся похищенные граждане Украины и России.
В Европейский суд по правам человека направлено 2869 исковых заявлений жителей Донбасса, являющихся гражданами Украины. 2169 жалоб приняты к производству. Общая сумма заявленных требований о причиненном ущербе составляет более 112 млн. евро.
В соответствии с «Конвенцией о защите прав человека и основных свобод» право подачи индивидуальных жалоб в ЕСПЧ предоставлено только лицам, непосредственно являющимся жертвами нарушения ее положений. Либо их законным представителям. Поэтому СК России не может участвовать в этом процессе. По некоторым данным, рассмотрение всех жалоб из зоны конфликта сейчас приостановлено.